Контактная информация

an image
678230, Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус (район),
село Верхневилюйск,
ул. Молодежная, д.№3,
tel: 8-411-33-4-17-48,
web-site: http://vvproftex10.ru
e-mail: verpl10@yandex.ru

Рекламный блок

Locations of visitors to this page
Статистика посещений сайта

Психологическая служба


Психолог:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов

2. Понятие эмоций в психологической литературе

В данном разделе рассмотрим, что такое эмоции, по каким параметрам они различаются, на какие виды делятся, какие функции выполняют, значение эмоций в психической деятельности человека и становлении личности, роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Функции эмоций:

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только человеку. Прежде всего, к таким функциям следует отнести оценочную функцию эмоций, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной,или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

Существует и коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Если потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные эмоции, если нет - отрицательные.

Виды эмоций делятся:

    1. По знаку:
  • Положительные эмоции (связанны с удовлетворением потребностей личности)
  • Отрицательные эмоции (связанны с неудовлетворением потребностей личности)
  • Амбивалентные (отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребностей)
    1. По модальности (качество) эмоций:
  • Радость- это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения.
  • Удивление- эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства.
  • Страдание- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворений важнейший жизненных потребностей.
  • Гнев- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.
  • Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, вызванное в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведений субъекта с жизненной позицией, взглядами и поведением другого, являющегося объекта данного чувства.
  • Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информацию о реальной или воображаемой опасности.
  • Стыд- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающим, но и собственным представлениям о подобающем поведение и внешнем облике
    1. По силе и устойчивости:
    Ситуативные эмоции:
  • 1. Эмоциональный тон ощущений- простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно-важные воздействия (например: вкусовые, тактильные и т. д.)
  • 2. Эмоциональные - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей.
  • 3. Аффект (душевное волнение)- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека.
    Устойчивые эмоции:
  • 1)Настроение - длительное, слабовыраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения.
  • 2)Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
  • 3)Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения.
  • 4) Стресс - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психологических перегрузках.

В истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В.Вундту. "Всю систему чувств, - писал он, - можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга".

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.

В своих рассуждениях об эмоциях В.Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений.

Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В.Вундту)

Если рассмотреть различные виды эмоциональных процессов в виде кривых, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая - с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего - аффекты.

Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту)

Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

    Роль эмоций в жизни человека:
  • Отражательно-оценочная;
  • Управляющая;
  • Защитная;
  • Мобилизующая;
  • Компенсаторная;
  • Сигнальная функция эмоций;
  • Дезорганизирующая;
  • Положительная.

Таким образом, под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: по знаку, по модальности эмоций, по силе и устойчивости. Значение эмоций в жизни человека: помогает адаптироваться к новым обстоятельствам, выразить свое внутренне состояние.

Рассмотрели основные измерения эмоциональных процессов и состояний и типичную динамику изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту).

Эмоциональная сфера студентов

В этом разделе, рассмотрим, что такое эмоциональная сфера, ее особенности, из чего она состоит, теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека и сравним теорию с рабочим днем студента. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.

В эмоциональных процессах своеобразно отражаются условия и задачи деятельности студента, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции, чувства молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей.

Наукой хорошо изучены возникающие при эмоциях и разного рода переживаниях физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, органов дыхания и пи-щеварения, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.). Изучены также поведенческие проявления эмоций и чувств (уход от их источника, агрессивность и т.п.), их внешнее выражение и роль в общении.

Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.

Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование выс-ших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.

Теория, описывающая влияние эмоций на психику и поведение человека: эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Представим на рисунке кривую, она показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О.Хеббу) Сравним этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности.

Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование выс-ших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.

В деятельности студента не исключен эмоциональный стресс - напряженность в трудных ситуациях. Он вызывается оценочной ситуацией (экзамен), непривычными условиями, повышением ответственности, большими умственными нагрузками, переутомлением, крайним напряжением сил. Способствовать нервным срывам могут разного рода возбудители: алкоголь, наркотики, токсические вещества, рок-музыка. Например, изучение эмоциональных состояний, связанных с экзаменами, показывает, что их интенсивность то нарастает, то спадает, достигая кульминационной |точки в момент получения экзаменационного билета и ознакомления с ним. В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, хотя несколько изменяется цвет лица, появляется некоторая тревожность. В основном после экзаменов активность падает, но эмоциональная напряженность остается довольно высокой. В зависимости от уровня притязаний, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студент испытывает радость, облегчение, расслабленность или же, наоборот, недовольство и т.п.

Состояние стресса у студентов в процессе деятельности предупреждается психологической подготовкой к выполнению учебных и других программ, формированием устойчивых качеств и навыков, умелым управлением их поведения со стороны преподавателей и руководителей учебного заведения. Б.Г. Ананьев пишет, что условия жизнедеятельности и труда рассчитаны не столько на думающего, сколько на чувствующего человека.

    Когда у студента отрицательные эмоции (тревожность, переживания, страх, стресс), то в направленной деятельности на достижение успехов, имеет следующие особенности:
  • 1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
  • 2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  • 3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  • 4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  • 5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
  • 6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  • 7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.[11]

Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов

1. Методика исследования оценки "эмоционального интеллекта"

  • Метод исследования: анкетирование.
  • Используемая методика: Методика оценки "эмоционального интеллекта" предложена Н. Холлом для выявления способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
  • Участники исследования: студенты 1-3 курсов "Профессионального обучения" ИППС СФУ. Общим количеством 39 человек, в том числе . 14 студентов из данной группы являются студентами 1 курса, 17 студентов 2 курса, остальные 8 из 3 курса.
  • Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.
  • Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

1. Обработка результатов.

    В ходе исследования были получены следующие результаты:
  • 1) 59% опрошенных студентов по шкале "Эмоциональная осведомленность" имеют высокие показатели, 35,9%-средние показатели, 5,1%-низкие показатели.
  • 2) 61,5% опрошенных студентов по шкале "Управление своими эмоциями" имеют высокие показатели, 28,3%-средние показатели, 10,2% -низкие показатели.
  • 3) 56,4% опрошенных студентов по шкале "Самомотивация" имеют высокие показатели, 41%-средние показатели, 6% - низкие показатели.
  • 4) 59%опрошенных студентов по шкале "Эмпатия" имеют высокие показатели, 38,5%-средние показатели, 2,5%- низкие показатели.
  • 5) 51,3% опрошенных студентов по школе "Распознавание эмоций других людей" имеют высокие значения, 46,2%-средние показатели, 2,5%-низкие показатели.
    Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
  • - для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмпатия", что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
  • - для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Самомотивация", что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями
  • - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмоциональная осведомленность", что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
  • - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Распознавание эмоций других людей", что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
  • - для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Управление своими эмоциями", что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
    Анализ результата проведенного исследования показал, что большинство из опрошенных студентов по всем шкалам имеют высокие значения. Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
  • - для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмпатия", что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
  • - для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Самомотивация", что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями;
  • - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмоциональная осведомленность", что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
  • - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Распознавание эмоций других людей", что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
  • - для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Управление своими эмоциями", что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.

Таким образом, для студентов характерно понимание значение эмоций в повседневной жизни и учебном процессе, а так же во взаимоотношении с другими людьми.

Выводы:

Итак, если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была "на заднем плане". На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Следовательно, студент должен научится управлять своими эмоциями.

Под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: По знаку: Положительные эмоции, Отрицательные эмоции, Амбивалентные; По модальности эмоций: Радость, Удивление, Страдание, Гнев, Презрение, Страх, Стыд; По силе и устойчивости: Ситуативные эмоции: Эмоциональный тон ощущений, Эмоциональные, Аффект (душевное волнение); Устойчивые эмоции: Настроение, Чувства, Страсть, Стресс.

Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в учебное заведение, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности. Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств.

Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широ-ком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.

Рассмотрели теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Представленная кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Сравнили этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности. Следовательно, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от уровня эмоционального возбуждения, и в первой половине дня студент намного лучше усваивает учебный процесс

На протяжении жизни после школы в учебном заведении складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Сущность понятия эмоций личности понимается как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, оценочной, коммуникативной.

В исследованиях особенностей эмоциональной сферы личности студентов своеобразно отражаются условия и задачи их деятельности, проявляется отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.

Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование выс-ших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др. Таким образом, студенты способны эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Психолог:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |