Психологическая служба
Исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов
2. Понятие эмоций в психологической литературе
В данном разделе рассмотрим, что такое эмоции, по каким параметрам они различаются, на какие виды делятся, какие функции выполняют, значение эмоций в психической деятельности человека и становлении личности, роль эмоций в жизнедеятельности человека.
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Функции эмоций:
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.
Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только человеку. Прежде всего, к таким функциям следует отнести оценочную функцию эмоций, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной,или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.
Существует и коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Если потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные эмоции, если нет - отрицательные.
Виды эмоций делятся:
-
1. По знаку:
- Положительные эмоции (связанны с удовлетворением потребностей личности)
- Отрицательные эмоции (связанны с неудовлетворением потребностей личности)
- Амбивалентные (отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребностей)
-
1. По модальности (качество) эмоций:
- Радость- это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения.
- Удивление- эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства.
- Страдание- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворений важнейший жизненных потребностей.
- Гнев- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.
- Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, вызванное в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведений субъекта с жизненной позицией, взглядами и поведением другого, являющегося объекта данного чувства.
- Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информацию о реальной или воображаемой опасности.
- Стыд- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающим, но и собственным представлениям о подобающем поведение и внешнем облике
-
1. По силе и устойчивости:
- 1. Эмоциональный тон ощущений- простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно-важные воздействия (например: вкусовые, тактильные и т. д.)
- 2. Эмоциональные - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей.
- 3. Аффект (душевное волнение)- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека.
Ситуативные эмоции:
-
Устойчивые эмоции:
- 1)Настроение - длительное, слабовыраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения.
- 2)Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
- 3)Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения.
- 4) Стресс - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психологических перегрузках.
В истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В.Вундту. "Всю систему чувств, - писал он, - можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга".
В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.
В своих рассуждениях об эмоциях В.Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений.
Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В.Вундту)
Если рассмотреть различные виды эмоциональных процессов в виде кривых, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая - с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего - аффекты.
Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту)
Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
-
Роль эмоций в жизни человека:
- Отражательно-оценочная;
- Управляющая;
- Защитная;
- Мобилизующая;
- Компенсаторная;
- Сигнальная функция эмоций;
- Дезорганизирующая;
- Положительная.
Таким образом, под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: по знаку, по модальности эмоций, по силе и устойчивости. Значение эмоций в жизни человека: помогает адаптироваться к новым обстоятельствам, выразить свое внутренне состояние.
Рассмотрели основные измерения эмоциональных процессов и состояний и типичную динамику изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту).
Эмоциональная сфера студентов
В этом разделе, рассмотрим, что такое эмоциональная сфера, ее особенности, из чего она состоит, теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека и сравним теорию с рабочим днем студента. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.
В эмоциональных процессах своеобразно отражаются условия и задачи деятельности студента, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции, чувства молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей.
Наукой хорошо изучены возникающие при эмоциях и разного рода переживаниях физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, органов дыхания и пи-щеварения, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.). Изучены также поведенческие проявления эмоций и чувств (уход от их источника, агрессивность и т.п.), их внешнее выражение и роль в общении.
Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование выс-ших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.
Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.
Теория, описывающая влияние эмоций на психику и поведение человека: эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Представим на рисунке кривую, она показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.
Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О.Хеббу) Сравним этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование выс-ших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
В деятельности студента не исключен эмоциональный стресс - напряженность в трудных ситуациях. Он вызывается оценочной ситуацией (экзамен), непривычными условиями, повышением ответственности, большими умственными нагрузками, переутомлением, крайним напряжением сил. Способствовать нервным срывам могут разного рода возбудители: алкоголь, наркотики, токсические вещества, рок-музыка. Например, изучение эмоциональных состояний, связанных с экзаменами, показывает, что их интенсивность то нарастает, то спадает, достигая кульминационной |точки в момент получения экзаменационного билета и ознакомления с ним. В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, хотя несколько изменяется цвет лица, появляется некоторая тревожность. В основном после экзаменов активность падает, но эмоциональная напряженность остается довольно высокой. В зависимости от уровня притязаний, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студент испытывает радость, облегчение, расслабленность или же, наоборот, недовольство и т.п.
Состояние стресса у студентов в процессе деятельности предупреждается психологической подготовкой к выполнению учебных и других программ, формированием устойчивых качеств и навыков, умелым управлением их поведения со стороны преподавателей и руководителей учебного заведения. Б.Г. Ананьев пишет, что условия жизнедеятельности и труда рассчитаны не столько на думающего, сколько на чувствующего человека.
-
Когда у студента отрицательные эмоции (тревожность, переживания, страх, стресс), то в направленной деятельности на достижение успехов, имеет следующие особенности:
- 1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
- 2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
- 3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
- 4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
- 5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
- 6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
- 7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.[11]
Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов
1. Методика исследования оценки "эмоционального интеллекта"
- Метод исследования: анкетирование.
- Используемая методика: Методика оценки "эмоционального интеллекта" предложена Н. Холлом для выявления способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
- Участники исследования: студенты 1-3 курсов "Профессионального обучения" ИППС СФУ. Общим количеством 39 человек, в том числе . 14 студентов из данной группы являются студентами 1 курса, 17 студентов 2 курса, остальные 8 из 3 курса.
- Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.
- Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
1. Обработка результатов.
-
В ходе исследования были получены следующие результаты:
- 1) 59% опрошенных студентов по шкале "Эмоциональная осведомленность" имеют высокие показатели, 35,9%-средние показатели, 5,1%-низкие показатели.
- 2) 61,5% опрошенных студентов по шкале "Управление своими эмоциями" имеют высокие показатели, 28,3%-средние показатели, 10,2% -низкие показатели.
- 3) 56,4% опрошенных студентов по шкале "Самомотивация" имеют высокие показатели, 41%-средние показатели, 6% - низкие показатели.
- 4) 59%опрошенных студентов по шкале "Эмпатия" имеют высокие показатели, 38,5%-средние показатели, 2,5%- низкие показатели.
- 5) 51,3% опрошенных студентов по школе "Распознавание эмоций других людей" имеют высокие значения, 46,2%-средние показатели, 2,5%-низкие показатели.
-
Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
- - для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмпатия", что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
- - для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Самомотивация", что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями
- - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмоциональная осведомленность", что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
- - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Распознавание эмоций других людей", что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
- - для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Управление своими эмоциями", что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
-
Анализ результата проведенного исследования показал, что большинство из опрошенных студентов по всем шкалам имеют высокие значения. Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
- - для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмпатия", что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
- - для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Самомотивация", что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями;
- - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Эмоциональная осведомленность", что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
- - для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Распознавание эмоций других людей", что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
- - для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление "Управление своими эмоциями", что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
Таким образом, для студентов характерно понимание значение эмоций в повседневной жизни и учебном процессе, а так же во взаимоотношении с другими людьми.
Выводы:
Итак, если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была "на заднем плане". На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Следовательно, студент должен научится управлять своими эмоциями.
Под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: По знаку: Положительные эмоции, Отрицательные эмоции, Амбивалентные; По модальности эмоций: Радость, Удивление, Страдание, Гнев, Презрение, Страх, Стыд; По силе и устойчивости: Ситуативные эмоции: Эмоциональный тон ощущений, Эмоциональные, Аффект (душевное волнение); Устойчивые эмоции: Настроение, Чувства, Страсть, Стресс.
Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в учебное заведение, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности. Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств.
Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широ-ком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Рассмотрели теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Представленная кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Сравнили этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности. Следовательно, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от уровня эмоционального возбуждения, и в первой половине дня студент намного лучше усваивает учебный процесс
На протяжении жизни после школы в учебном заведении складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Сущность понятия эмоций личности понимается как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, оценочной, коммуникативной.
В исследованиях особенностей эмоциональной сферы личности студентов своеобразно отражаются условия и задачи их деятельности, проявляется отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование выс-ших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, - условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др. Таким образом, студенты способны эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
